Главная/Полезное/Психология утраты

Психология утраты | Ярославская городская ритуальная служба

Психология утраты

Для каждого человека чрезвычайно важно осознать факт неизбежности собственной смерти, т.к. наше отношение к смерти определяет наше отношение к жизни. Нужно быть благодарными существованию смерти, т.к. именно она заставляет искать смысл жизни, делать её проживание более полным и содержательным.

В культуре славянских народов крестьяне знали о цикличности всего бытия: многовековые традиции помогали им находить психологическую опору в естественных процессах жизни и смерти. Сельское кладбище было частью общего уклада, на похоронах присутствовало множество людей, умершего провожали в последний путь всем миром - всё это изо дня в день напоминало каждому человеку об ожидающей его неизбежности, мёртвые как бы незримо оставались среди живых.

В современной культуре эти традиции оказались разрушены: в суете повседневных забот человеческая память в скором времени безжалостно вычёркивает образ усопшего. В наше время люди сторонятся всего, что связано со смертью. Сегодня большинство людей и рождается, и умирает не под крышей родного дома, а в больницах. Передоверив себя медицинским учреждениям, человек получил иллюзорное освобождение от проблем, великое таинство смерти стало тягостной обязанностью, a о собственной смерти не принято рассуждать. Подрастающее поколение оберегают от разговоров о смерти, не говорят о ней в зрелом возрасте. Возрастные люди считают дурным предзнаменованием заранее готовить свою погребальную одежду и оставлять распоряжения в случае кончины.

Человек почти ничего не показывает на людях, а траур соблюдает только дома наедине с собой. Именно такую модель поведения больше всего одобряет современное общественное мнение, требуя от человека скрывать свои чувства. Не прекращаемые приступы слёз считаются нервным припадком, а затяжная скорбь - болезнью; проявлять их - значит проявлять слабохарактерность. Человек, упорствующий в своём изъявлении скорби, исключается из общества, как безумец: ему настоятельно рекомендуют посетить психолога, а лучше - психиатра для того, чтобы медикаментозным образом решить его проблему (как говорится, в его же интересах). Со стороны общества -это способ устранить присутствие смерти в жизни, даже если реальность смерти в принципе не оспаривается. Такое отношение к смерти становится в настоящее время значимым признаком нашей культуры. Общество исключает, изгоняет смерть.

К.-Г. Юнг в одной из своих работ писал, что ранее, когда смерть была частью жизни и была включена в понятную для каждого человека теорию существования (после смерти человек отправляется в мир иной), неврозы были представлены в меньшей степени. Теперь, когда смерть приобретает чисто научное звучание (прекращение существования, разложение и т.п.), а также при наличии и существования в обществе табу на обсуждение данной темы, пугающая неизвестность толкает людей в состояние постоянной тревоги, которая присутствует в той или иной степени у каждого человека. Другими словами, страх смерти присущ всей нашей современной цивилизации.

К чему же стремятся люди, перенесшие утрату?

«Позвольте мне просто поговорить»

  • Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, и смеясь, и плача. Они хотят рассказывать о его жизни, всё равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо ещё раз перебрать все мельчайшие подробности несчастья до тех пор, пока они перестанут пугать их, и оставят их в покое, и лишь тогда они смогут оплакивать свою потерю.

«Спросите меня о нём/ней»

  • Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. К примеру, нескольких вопросов, задав которые мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни: «На кого он/она был похож?», «Есть ли у Вас фотография?», «Что он/она любил делать? Какие были увлечения?», «Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним/ней?».

«Поддержите меня и позвольте мне выплакаться»

  • Нет большего подарка, который мы можем подарить убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение - это чудо терапии: так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в тёплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку; что не мешает нам, по меньшей мере, предложить её.

«Не пугайтесь моего молчания»

  • Бывают случаи, когда перенёсшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Нужно позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовыми продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь и сейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чём думали. О чём мы должны побеспокоиться, так это о том, чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине. Можно использовать это время для восстановления собственных сил в молитве.
Теги смерть аспект утрата морально-этический психологический человек
Каталог
Назад
Категории
0 0 р.